Церковь обычно обращается к человеческому сердцу, а люди науки воспринимают ее послания как один из источников информации, и часто на эту информацию у них бывает критическая реакция. Не потому что люди плохие, а потому что их ум так устроен. И это хорошо, что он так устроен, в противном случае никакого развития науки не было бы. Наука развивается там, где ставится под сомнение существующее положение вещей, переосмысливаются гипотезы и теории, и в результате научный поиск идет дальше и дальше. Это всегда предполагает если не некое отрицание, то, по крайней мере, постановку вопроса. Поэтому проповедь среди людей, критически мыслящих, очень сложна.

Научное знание не исключает религиозного представления о жизни. На вопрос "почему?" ответ прост: точно по той же причине, по которой научное знание не исключает эстетических потребностей людей - искусства и всего того, что нельзя изложить на языке математики или иных точных наук. Наука никогда не может заменить собой любовь, наука не может подменить совесть, наука не может заменить эстетическое чувство. Мир был бы страшным, если бы в нем присутствовало только научно-техническое измерение. Это было бы не человеческое общество, а какое-то общество-киборг.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (О науке и религии)

Человечество переживает переходный период. В момент демографического взрыва наука должна, по-видимому, играть важную роль. Необходимо поэтому с большим вниманием, чем когда-либо, следить за тем, чтобы каналы связи между наукой и обществом оставались открытыми.

Пригожин, Стенгерс

 

 

- А не надо никаких точек зрения! ... - просто он существовал, и больше ничего

Булгаков

Для чего и кому нужно исследование водных экосистем? Невозможно ограничить значение науки каким-либо одним узким аспектом. Параллельно с количественным ростом науки происходят глубокие качественные изменения, отзвуки которых выходят далеко за рамки собственно науки и оказывают воздействие на наше представление о природе.

Вот некоторые плюсы (для человека) на примере изучения биоразнообразия.

При выявлении естественных ресурсов, необходимых для прогресса и процветания человечества, всегда в первую очередь рассматривали эти ресурсы как возможные источники вещества или энергии. Такой подход, разумеется, сохранится и в будущем, однако уже сейчас ясно, что все большую роль будут отводить еще и третьему типу жизненно важных ресурсов - информации в широком смысле этого понятия. Информация тесно связана с разнообразием, в данном случае - с разнообразием окружающей нас природы. Если однобокий вещественно-энергетический подход к природным ресурсам отдает полный приоритет количеству, то разносторонний вещественно-энергетический и информационный подход отдает приоритет качеству.

Практическая ценность биосферного разнообразия определяется, во-первых, тем что оно представляет собой главное условие стабильности окружающей среды перед лицом разнообразных влияний хозяйственной деятельности человека.

Во-вторых, экологическое разнообразие, включающее в качестве обязательных компонентов и естественные сообщества, представляет собой источник сведений (информации) о конкретных проявлениях биосферных законов, о строении и свойствах экосистем и их биотических составляющих.

В-третьих, лишь экологическое разнообразие среды жизни человеческого общества, включающее в качестве обязательных компонентов и естественные сообщества, позволяет сохранять имеющийся генетический фонд организмов. Кроме безусловного научного значения, кроме культурного и эстетического значения, изучение еще не познанных свойств организмов позволит расширить вещественно-энергетические ресурсы в самых разнообразных и подчас неожиданных направлениях. Проблемы бионики, получение новых биологически активных и лекарственных препаратов и т.д. - все это требует сохранения имеющегося генетического фонда, включая даже "вредных" видов.

Кроме того, в результате полувековых исследований и опыта практической деятельности человечества по освоению природных ресурсов и преобразованию окружающей среды стало очевидно, что дальнейшее истощение как невозобновимых, так и возобновимых ресурсов и нарастающая деградация окружающей среды ставят проблему сохранения биологического разнообразия в один ряд с проблемой выживания человечества на планете. На рубеже веков можно сформулировать более актуальное, строгое и категоричное определение: проблема сохранения биоразнообразия является составной частью проблемы ВЫЖИВАНИЯ человечества и одновременно становится одним из непременных условий положительного решения судьбоносной задачи - быть ли человеку на Земле в третьем тысячелетии?

П.П. Второв, Н.Н. Дроздов Биогеография, 2001

Исходя из этого можно вполне определенно говорить, что значение биологических наук с течением времени будет только возрастать.

Знания, получаемые при исследовании водных экосистем востребованы не только в Академии наук, но и в ГосНИИОРХе, Росгидромете, Министерстве образования, Министерстве природных ресурсов, Министерстве обороны, других министерствах, ГСЭС, организациях независимой экологической экспертизы; предприятиях, осуществляющих производство продуктов питания, биологических добавок, медицинских препаратов и т.д.

Что нужно (в общих чертах) государству от науки в ближайшее время? Краткий перечень из ФЦП показывает, что государство нуждается в науке и видит в ней важнейшую составляющую экономического роста, стабильности и безопасности.

1 . Осуществление выбора ограниченного числа приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок, способных существенно ускорить экономический рост в наукоемких секторах экономики. Разработку технологического прогноза с целью определения приоритетов технологического развития на средне- и долгосрочную перспективу на основе независимых экспертных оценок с учетом мнения научного сообщества и предпринимателей . Определение приоритетных направлений, создание нормативно-правовой и методической базы. Проблемно-ориентированные поисковые исследования фундаментального характера, прикладные разработки в рамках приоритетных направлений. Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы.

2. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение реструктуризации системы бюджетных научных организаций государственного сектора.

3. Обеспечение реализации единого инновационного цикла "Ориентированные фундаментальные исследования - новые технологии - высокотехнологичное производство", и кадровое обеспечение национальной инновационной системы.

4. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров по приоритетным направлениям науки и высоких технологий. Анализ и мониторинг потребности в научных кадрах. Проведение исследований и мероприятий, направленных на повышение престижа профессии исследователя. Развитие системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

5. Научно-организационное сопровождение важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих разработку и адаптацию нового поколения базовых технологий для производства широкого класса различных видов продукции.

6. Научно-организационное сопровождение важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих переход на новый уровень технологий изготовления отдельных сложных видов продукции

7. Создание и поддержка системы информирования потенциальных инвесторов и общественности о перспективных технологиях.

8. Создание сети национальных информационно-аналитических центров по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала в этих областях.

и т.д.

Hosted by uCoz